Контакты

220114, г.Минск, ул. Ф. Скорины, 13 (кабинет 301)

тел: 266-31-33
тел/факс 369-80-36

e-mail: info-lab@tut.by
           info.lab.bspu@gmail.com
 


Видеоотчет учебной лаборатории



Банер официального сайта Республики БеларусьБаннер Министерства образования Республики БеларусьБаннер на Официальный интернет-портал президента Республики БеларусьБаннер базы данных научной периодики - ScopusБаннер государственной программы "Доступная среда" РоссииБаннер Национального правового интернет-портала Республики БеларусьБаннер Детского правового сайтаБаннер NORD UniversityБаннер САФУ имени М. В. ЛомоносоваБаннер Fontys University of Applied Sciences
Юнисеф
События
Обмен опытом

 Использование информационно-коммуникационных средств 

на уроках немецкого языка 

при обучении детей  с нарушениями зрения

 

Автор проекта: 

учитель немецкого языка Власюк О.Н., 

ГУО "Жабинковская специальная общеобразовательная школа-интернат"

Брестская область, г. Жабинка

 

     Использование информационно-коммуникационных технологий обучения в специальном образовании стало объективной реальностью и требованием нашего времени. Информатизация образования открывает педагогам всё новые и новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательного, образовательного и коррекционного процессов. 

     Преподаватель иностранного языка просто не может не воспользоваться возможностями, которые они предоставляют для обучения детей с нарушениями зрения. 

     Чем же так интересны и привлекательны информационно-коммуникационные технологии обучения для учителей иностранного языка?

     В отличие от обычных технических средств обучения они позволяют не только насытить учащихся большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и умение самостоятельно приобретать новые знания.

     Обучение слабовидящих детей имеет ряд собственных принципов и особых задач, направленных на восстановление, коррекцию и компенсацию нарушенных функций глаза, организацию дифференцированного воспитания и обучения. Активное внедрение компьютерных технологий расширяет возможности слабовидящих детей в получении информации, но еще в большей степени создает условия для вербализации обучения, так как мультимедийные технологии используют визуальный и слуховой каналы получения информации и способны сформировать адекватный зрительный образ и стать эффективным средством наглядности в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением зрения.

     Говоря о модели обучения ,использующей мультимедийные средства, необходимо заметить , что она основана на следующих положениях:

  • в центре технологии обучения - учащийся;
  • в основе учебной деятельности - сотрудничество;
  • учащиеся играют активную роль в обучении;
  • суть технологии - развитие способности к самообучению и коммуникативной компетенции обучаемых.

Основные группы задач, решаемые с помощью мультимедиа, включают в себя:

  • поддержку учебной работы учащихся;
  • обеспечение реальной коммуникации с носителями языка;
  • обеспечение доступа всех участников учебно-воспитательного процесса к быстро растущим информационным фондам, хранящимся в централизованных информационных системах;
  • обеспечение взаимодействия между педагогами, обмен педагогическим опытом и дидактическими материалами;
  • высокий уровень подготовки специалистов.

     На уроках немецкого языка я постоянно использую мультимедийные презентации. Они сочетают в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка.

     Роль их в интенсификации урока и повышении его эмоционального воздействия на учащихся велика. Их достоинством является их относительно небольшая ёмкость и простота создания. Преподаватель может разрабатывать их для конкретной ситуации, темы и группы, бесконечно разнообразные варианты. При этом они ярки, красочны, позволяют учащимся работать в индивидуальном режиме, расширяют возможности работы (Так, например, электронный вариант теста даёт учащимся возможность перемещать объекты в пределах документа, расставляя их на нужные места, удалять их, группировать в соответствии с заданием, вставлять необходимое, и т.д.).

  Основа любой современной презентации – облегчение процесса зрительного восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов. Формы и место использования презентации (или даже отдельного ее слайда) на занятии зависят, конечно, от содержания этого занятия и цели, которую ставит педагог. 

     Применение компьютерных слайдовых презентаций на уроках немецкого языка в процессе обучения детей с дефектами зрения имеет следующие достоинства: 

  •  осуществление полисенсорного восприятия материала;
  •  возможность демонстрации различных объектов с помощью мультимедийного проектора и проекционного экрана в многократно увеличенном виде;
  •  объединение аудио-, видео- и анимационных эффектов в единую презентацию способствует компенсации объема информации, получаемого детьми из учебной литературы;
  •  возможность демонстрации объектов более доступных для восприятия сохранной сенсорной системой;
  •  активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка;
  •  компьютерные презентационные слайд-фильмы удобно использовать для вывода информации в виде распечаток крупным шрифтом на принтере в качестве раздаточного материала для занятий с учащимися.

     Подводя итог, хотелось бы отметить, что использование мультимедийных презентаций позволяет сделать занятия эмоционально окрашенными, привлекательными, вызывает у учащихся живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия.

     Однако, хочется отметить, что использование компьютерных заданий не заменяет привычных коррекционных методов и технологий работы, а является дополнительным, рациональным и удобным источником информации, наглядности, создаёт положительный эмоциональный настрой, мотивирует и ребёнка, и его наставника; тем самым ускоряет процесс достижения положительных результатов в работе.

     Таким образом, применение компьютерной техники позволяет оптимизировать коррекционно-педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития и значительно повысить эффективность любой деятельности. 

     Кроме того, в процессе замысла, создания новых заданий для коррекционно-развивающих занятий с использованием компьютера и мультимедийного проектора, развиваются и совершенствуются креативные качества педагога, растёт уровень его профессиональной компетентности. Желание взрослого разнообразить деятельность детей, сделать занятия ещё более интересными и познавательными, выводит их на новый виток общения, взаимопонимания, развивает личностные качества детей, способствует отличной автоматизации полученных на занятиях навыков на новом коммуникативном этапе педагогического и коррекционного воздействия.